Перейти до основного вмісту

Korbut Travel

Беленые хаты Запорожья в XXI веке

Марьян Корбут

К вопросу Украинского культурного наследия.

Беленные хаты мазанки.

Днепрвоские пороги затоплены уже как 62 года, но следует понимать, что территория, которая располагается ниже города Запорожья, (Александровска), именовалась ранее  Запорожьем.
Почему? Потому, что находилась за порогами.

Вот и наши беленные хаты находятся на территории бывших запорожских земель. 
Сейчас же это Днепропетровская область.
Илья Репин - Украинская хата 1880.


Бывая в разных сёлах Днепропетровской области, я все реже и реже встречаю беленные
хаты - мазанки. А ведь это целое архитектурное  достояние  народа, которое хотелось бы сохранить и даже возродить потерянное.

Только не в реконструкциях и макетах, а в старожитних сёлах, где живут обычные люди,
наши с вами земляки.

Народ  обязан чтить старые традиции и сохранять
нравственные ценности. 

А теперь пройдемся немного по сёлам и посмотрим на сегодняшние реалии украинской хаты. Похожи ли они на ту хату, которую изобразил Илья Репин в 1880 году?
Беленная хата.
Деревянный забор, лавочка у дома, железные ворота, крыша крыта старой черепицей.
Беленная хата.
Деревянный забор, ставни на окнах были, крыша крыта черепицей, два своеобразных дымаря.
Когда видишь такую хату, сразу же вспоминаться песня Михаила Евдокимова
 "Домик у дороги". Больно смотреть на такие одинокие, старенькие разрушающиеся хаты. Здесь ведь когда то кипела жизнь...
Беленная хата.
Как мы наблюдаем большинство беленных хат - мазанок находятся  не в лучшем состоянии.
А  ведь они  представляют собой историческую ценность.
Беленная хата.
Когда то этот двор был очень даже уютным.
Беленная хата.
А эта хата  уникальна по своему, тем, что здесь на крыше под резиной и черепицей остался камыш.
Как известно раньше  крыши хат, покрывали камышом. 
Посмотрите как выглядит ухоженная беленная хата, крашенные ставни, окна, забор, дерево во дворе (орех) и то побеленное. Без сомнений хозяева этого дома,  являются настоящими ценителями украинской культуры. Я действительно благодарен им за это. Побольше бы таких людей и наш край был бы восхитительным.

Это был краткий очерк беленных хат XXI века.
Более подробные описания ставней, крыш, дворов, планировки комнат и т.д. можно будет найти на блоге "Марганец Туристический" в июле.

Марганец Туристический" в социальных сетях:



Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Карты: Екатеринославская губерния, Дикое поле, Великий Луг, город Марганец

В этом разделе Вы найдете старинные карты Дикого поля (Loca Desertra), Великого Луга, Днепровских порогов, Екатеринославской губернии и современные карты Запорожской и Днепропетровской области.  Дикое поле Дикое поле  1648г.

ПЕРША ЗАПОРОЗЬКА СІЧ - ТОМАКІВСЬКА

ПЕРША ЗАПОРОЗЬКА СІЧ - ТОМАКІВСЬКА      Територія сучасного міста Марганця зберігає пам’ять про славне запорозьке козацтво, адже саме тут колись знаходилася перша запорозька Січ – Томаківська.      Запорозьке козацтво – унікальне явище в історії Європи. Козаки звалися запорозькими від того, що мешкали на території Запорожжя (це сучасна Дніпропетровщина, Донеччина і Кіровоградщина). На найбільшій українській річці Дніпро, ближче до півдня країни, були великі пороги. Тоді Дніпровські пороги вважалися одним з нерукотворних чудес світу. Територія, що знаходилася за цими порогами, називалася ЗАПОРОЖЖЯМ. А козаки, які там перебували називали себе запорозькими, тобто такими, що знаходились на території за порогами. Тому варто розрізняти поняття – запорозький і запорізький. Запорозький – це той, що стосується історичного регіону Запорожжя. А запорізький – це сучасне означення, що позначає відношення до міста Запоріжжя (отримало місто таку назву лише в 1921 році).      Через те, що к

Великий Луг Запорожский

Великий Луг - историческое название местности, огромных речных плавней, размещавшихся в XVI веке - XVIII веке ниже порогов на левом берегу реки Днепра между Днепром и его левым притоком Конкой, по которой в XVIII веке проходила граница с Крымским ханством. Вся эта местность принадлежала Запорожской Сечи. С Великим Лугом нередко отождествлялось все Запорожье. На Великом Лугу казаки пасли домашний скот, в случае грозившей опасности находили в здешних плавнях и зарослях укрытие. Поэтому Великий Луг был для казаков символом безопасности и воли. В песнях его называли «Отцом (укр. Батько)»: « Ой Січ — мати, а Великий Луг — батько, Що в Лузі заробити, то в Січі пропити ».