Перейти до основного вмісту

Korbut Travel

Марьевка она же: Марьевское (Сокологорского), Марьинка, Марьинск, Марьинское, Очеретьевка, Очередькова, Очеретькова, Камышовка

Марьевка - посёлок городского типа, Марганецкого городского совета, Днепропетровской области Украина. Посёлок Марьевка находится на правом берегу реки Днепр, рядом протекает река Ревун. 1957 - присвоено статус посёлок городского типа. В 1989 году численность населения составляла 361 человек. Население по переписи 2001 года составляло 361 человек.

Источник: https://www.wikipedia.org


Марьевская хата-мазанка у дороги или на краю села...

На краю села проходит грунтовая дорога, которая тянется со стороны города Марганца через Марьевский карьер. У дороги при въезде в село Марьевку с левой стороны располагается старое кладбище, местами поросшее высокими хвойными деревьями.  Справа от дороги  расположилась часть балка Отченашевской. Впереди находится  первый дом по по улице Боженко, где стоит старая белёная хата - мазанка. У дома за деревянным  забором, где висят глиняные глечики (кувшины),  растёт превысокая акация. Ветви, которой стали покрученными за долгие годы жизни, сколько она пережила ветров, дождей, снегов и молний, кто знает...  Крона дерева раскинулись широко, в летнюю и осеннюю пору листва закрывает своей тенью, часть крыши, сада и дарят тень каждому прохожему. Наверное многим известно, что дома на краю села чаще всего подвергается грабежам, в этом доме жила одна женщина по имени Галина, которая держала коз и часто пасла их в балке и на территории Марьевского карьера. На одной из встреч с местными жителями и квартальной они переговорили и решили установить во дворе у Галины  железный брусок, который установили на дереве во дворе. Было решено, в случае нападения на её дом, она будет звонить в брусок, тем самым поднимая тревогу в селе.

Коренной житель Леонид Семёнович, вспоминает, когда он ходил по этой улице в школу, то практически под каждым двором росла акация. Этот вид говорит сам за себя, он словно пейзаж, который можно рассмотреть на картинах  XIX века. Безусловно эту часть села можно назвать визитной карточкой въезда в село Марьевку, хоть дорога и не является центральной, но согласитесь, что такие виды в наше время найти не так легко.

Будучи ещё подростком, когда мне было лет 12, я возвращался на автобусе со школы домой, автобус был набит пассажирами, которые добирались, кто куда, кто в Марьевку, а кто в соседние сёла: Грушевку, Ильинку, Добрую Надежду и Новокиевку. Разглядывая знакомые пейзажи из большого окна, я услышал разговор двух людей, некоторые слова я запомнил на долгие годы.Беседовали  между собой два человека, это были мужчина и женщина, Мужчина сказал,  "Старые люди уходят, на смену им приходят новые.". Женщина ответила "Так было и будет всегда!". Такие простые слова на первый взгляд, а сколько в них смысла, задумайтесь...

Старинный каменный крест
 
Покой и благодать чувствуется у старинных каменных крестов. Массивный и тяжелый каменный крест вырезан из известняка, вокруг земля, растения, начинаешь осознавать, что ты тоже являешься  частью  природы.  Каждый каменный крест - это  уникальная ручная, работа.  Видно насколько был трудолюбивым  наш народ. Так почему же нам не вернуться к вере славной, вере православной?

Открыв карту Шуберта XIX века, можно заметить, что на территории села Марьевки, ещё в старину располагалось старое кладбище, которое находилось в конце современной улицы Толбухина. Побывав не так давно на этом месте, где располагалась, если верить старой карте старинное кладбище, мы упёрлись в дамбу, насыпь Марьевского карьера, Никаких остатков от кладбища обнаружить не удалось. В селе существуют сейчас два кладбища, о них знают все жители Марьевки. О старом кладбище интересно в курсе старожилы? Многих коренных жителей с. Марьевки уже нету в живых, некоторые покинули село и переехали в другие города и страны. Старому кладбищу ведь как минимум 150 лет. Поговорив с некоторыми из старожилов, мы выяснили, что они не слышали никогда об этом кладбище.

Благодаря коренному жителю села Марьевки, Александру, нам удалось узнать, что на одном из кладбищ сохранился каменный крест. Александр сообщил его местоположение, когда мы пришли в это место, то обнаружил каменные крест, лежащий в траве. Крест был массивным, каждый старинный крест - это ручная работа. По бокам креста почему то была земля, немного ниже центра с правой стороны вмятина,  также наполнена землёй.  Олег Прудиус очистил крест от земли. Надпись на кресте обнаружить не удалось, скорее всего она стёрта временем. Через время я вспомнил, что кресты из-за своей тяжести могут уходить с годами под землю, возможно этот крест был выкопан из-за этого по его бокам земля, но это всего лишь мои рассуждения.

Историческая справка:  Марьевское (Сокологорского) – владельческая деревня, которая называлась также Марьевка, Марьинка, Марьинск, Марьинское, Очеретьевка, Очередькова, Очеретькова, Камышовка  Расположена во втором стане у Днепра при плавнях на р. Речище (перед Красногригорьевкой), 104 версты от Екатеринослава, 25 в. от Томаковки.

Марьинск на карте Шуберта XIXв

Согласно экспликации к «Плану генерального межевания Екатеринославского уезда» территория будущей деревни располагается на Даче 99: «Село Голая Грушевка (Гологрушевка) с поселенными сельцами: Мыс Доброй Надежды и Николаевка. 12302 дес. Имение генерал-майора Дмитрия Михайловича Станковича с прочими. Отмежевана в 1783 г.». На западе к Марьевскому (впритык) прилегает территория Дачи 96: «Село Городище с деревней Красногригорьевкой. 24632 дес. Владение удельных крестьян. Отмежевана 17.08.1782 г.». Первоначально принадлежала помещику Сокологорскому. На тот момент в губернии известна Екатеринославская, Павлоградская и Новомосковская ветви дворянских родов Сокологорских по уездам. К Екатеринославскому уезду относился Сокологорский Илья Павлович - надворный советник, внесен в 3 часть РК (Родословная книга) определением ДДС (Дворянское депутатское собрание) от 30 декабря 1835 г. и указом ДГ ПС (Департамент герольдии Правительствующего сената) от 7 января 1846 г. за №11. Его дед – коллежский асессор Яков Сокологорский, жена – Глафира Петровна, дети: Петр (9 октября 1824 г.р.) и Анна (2 февраля 1827 г.р.). Более детальную информацию по их землевладениям обнаружить не удалось, как и дату основания д. Марьевское. По описанию А. С. Афанасьева-Чужбинского в 1856 г. и по ревизии 1858 г. деревнею владел Очеретько, где за ним было: 10 дворов, 70 жителей (31 м. и 39 ж. пола). Очеретько Александр Андреевич – дворянин Екатеринославского уезда, с 1859 г. – титулярный советник в отставке, умер в 1873 г. Был женат на Клейн Елене Михайловне – потомственной дворянке, дочери подполковника Михаила Антоновича (основатель Екатеринославского рода Клейнов), с которой в браке имел двух детей: Григория (24 января 1852 г.р.) и Константина (17 мая 1854 г.р.). С 1880 г. д. Марьевка Анастасьевской волости переходит наследникам Александра Андреевича: вдове Елене Михайловне и сыну Григорию. За ними на 1898 г. здесь 41, 6 дес. земли. По описи 1911 г. - дворов 28, жителей 170 чел.

Название села

Официальное название села Марьевка, но чаще всего его называют Очеретьевка, можно подумать, что название получило из-за того, что здесь растёт много очерета, очерета здесь  хватает,  но село получило такое название не из-за этого. Когда-то здесь жила помещица Очередько, которая владела землями. Вот из-за этого и прижилось старинное название, причём изначально люди говорили не Очеретьевка, о  Очередькова и Очеретьково.

Интересный факт, во времена Второй мировой войны, немцы не могли долго обнаружить село Марьевку. По рассказу Александра Малышко, его дедушка Георгий вспоминал, немцы никак не могли разгадать где же располагается это загадочное село.  На картах оно называется по одному, местные жители  говорят на него по другому, что это такое? Оно и не удивительно, поскольку село по нашим подсчётам имеет не менее десяти различных названий, которые перечислены выше.

Старое русло реки Речище

Рукав Речища
   
На околице Марьевки находится старое русло реки Речище. Река и плавни являются уникальными остатками Великого Луга. В википедии указано, что у Марьевки располагается река Ревун. Стоит только пообщаться с коренными жителями и посмотреть старые карты, можно определить, что ближе к посёлку проходит рукав Речище. Когда то возле речного берега стояли железные грибочки, под которыми люди отдыхали. Стояло здесь неподалёку и здание насосной от которой остались сейчас одни руины.  Коренной житель - Леонид Семёнович вспоминает, что вода была здесь прозрачная, местные ребята даже пили её, поэтому не приходилось с собой тащить бутылку воды,  мы ведь и так к воде идём! Также Леонид Семёнович вспоминает, как в детстве они с ребятами гоняли на Речище лошадей купаться, а какие лица радостные были у ребят, улыбки на лицах... Жаль, что тогда нельзя было это запечатлеть на камеру. Редко они у кого были в те времена.  А рыбы сколько водилось в реке : судак, семеренкы (сомы), щуки, линки, краснопёрка. Возле реки в плавнях раньше были дачи с плодородным чернозёмом, где росли небывалые урожаи.  Один раз сосед Леонида Семёновича возвращался  с урожаем, который собрал на своей даче в плавнях и угостил его помидором. Семёнович,  говорит, что в жизни вкуснее не пробовал помидора.

Марьевка посёлок хоть и небольшой, но знают его далеко за пределами нашего города, через посёлок проходит автомобильная трасса Т-0435 по которой люди добираются домой в соседние сёла, на дачи, пляж, охоту и рыбалку, в общем, кто куда.

В советский период неподалёку Марьевки, на другой стороне реки Речище, располагался пионерлагерь, ближе к селу - Грушевка  располагается база отдыха, уголок рыбака.  На дамбе Каховского водохранилища находилась лодочная, где стояли в своё время множество лодок местных жителей, которые приезжали на выходных поплавать и порыбачить.  Также на берегу водохранилища размещались Новый и Старый пляж, и когда то действующая спасательная  станция.



Комплекс насосной станции

Комплекс насосной станции
   
Когда то в этом здании располагалась автошкола, а может располагается и сейчас . Рядом находится восьмерка по которой учатся рулить, чтобы получить впоследствии права. В детстве мы приезжали сюда на велосипедах,  отточить  мастерство вождения  двухколёсных, чтобы  удачно вписываться  в узкие повороты переулков. Когда я находился здесь, моё внимание привлекало это здание, с виду оно было эстетически привлекательным, гармоничным  и крепким. Я был уверен в том, что здание построено в советские годы. Никто мне не рассказывал историю об этом здании, да и я историей архитектуры как то не интересовался особо в детстве.

Несколько лет назад, я начал увлекаться историей исторических сооружений, даже черепицу начал коллекционировать. И вот в 2018г. мы отправились с товарищем Александром в Марьевку, проходя мимо здание о котором идёт речь, я заметил кусочек битой черепицы, поднял, перевернул, а она с клеймом на зарубежном языке, были видны лишь буквы "ROVKA", дальше нашли ещё один кусочек черепицы, на котором виднелось клеймо, уже на русском "ЧЕРЕПИЧНЫЙ ЗАВОДЪ". Также удалось обнаружить кусочек кирпича с клеймом "М". Нас заинтересовали данные находки, откуда они здесь, возле здания, которое возведено в советские периоды?

Через минут двадцать подошёл охранник, которого звали Юрием, местный житель села Марьевки, нам очень повезло, Юрий как и мы увлекался историей родного края. Он рассказал о том, что здание построено ещё во времена Российской Империи. Здесь располагается комплекс насосной станции, на территории остался старый колодец, выложенный камнем. Теперь нам стало понятно откуда здесь дореволюционная, клейменная черепица. Скорее всего крыша зданий было покрыта изначально черепицей. Юрий отмечает, здание имеет очень крепкие и толстые стены, а цоколь имеет  конусообразные формы. 

Марьевка - это старинное село, на карте Шуберта здесь отмечены постройки и тракт, старинная дорога, которая тянулась со стороны с. Николаевки через с. Марьевку и шла в сторону с. Ильинского, где был сооружён мост через р. Грушевка или как ещё называют местные жители р. Сирковка.

Черепица с клеймом


Мы были воодушевлены информацией, которую узнали сегодня о здании, которому более сотни лет, надо же как сохранилось... По прежнему мы не могли разобрать полное наименование слов, что находились на клейме. По пути решили зайти  к коренному жителю села Марьевки, Леониду Семёновичу Боровику, который является: краеведом, журналистом и писателем. Рассказав сегодняшнюю историю о здании и черепице, Леонид Семёнович, сказал, что знал о том, что здание старое, но не настолько. Он  сообщил, что у него в огороде, под забором у соседки лежит  черепица с клеймом, только он не помнит уже, что там написано на ней. Посмотрев её, мы увидели клейма на двух языках: русском и французском. Показались  знакомые надписи "ROVKA", в этот раз черепица была целой и надпись можно было разобрать полностью. На первой черепице было клейм на французском языке: "FABRIQUE DE BRIQUES DE PETROVKY", вторая черепица имела клеймо "ЧЕРЕПИЧНЫЙ ЗАВОДЪ ПЕТРОВКА". Вот мы и выяснили, что же за клеймо было на кусочках битой черепицы. Как оказалось позже, в нашем крае достаточно много черепицы из Петровки, где располагался завод.

Марьевская верба

Сергей Игнатенко у Марьевской вербы

В Марьевке на околице села, где сохранились уникальные остатках Великого Луга  располагается старая верба, обхват, которой составляет 5 метров 50см. Мы считаем это дерево настоящей достопримечательностью нашего края, ведь именно такие огромные деревья росли по Великому Лугу, который сейчас практически затоплен Каховским водохранилищем. Поэтому на каждой экскурсии, когда проезжаем этот участок обязательно останавливаемся и выходим, люди удивляются огромному дереву, пытаются его обнять.  Наш край один из старожилов города Марганца, Владимир Кононович называет вербовым из-за того, что по всему краю росло и растёт много верб. Леонид Семёнович Боровик, отмечает, что на этой территории дома не строили, потому, что в весеннее время разливалась река, вода доходила и сюда.

Ещё не так давно, лет десять назад возле этой вербы росли и другие вербы, примерно такого же возраста как и эта, их было штук 30-40 здесь, некоторые упали от старости лет, некоторые были спилены на дрова. Между двух огромных верб стояла долгое время большая и крепкая качеля, на которой всегда любили покататься дети. У многих жителей села эта качеля сохранилась в памяти, вот бы ещё фотографию её найти у кого-нибудь.

Вербы в Марьевке были по обе стороны автомобильной трассы. С другой стороны было тырло, куда пастухи пригоняли в обед коров. Вся территория тырла была в вербах, хорошо было в тени доить коров. Долго вербы стояли, пока не начали падать одна за одной. Леонид Семёнович вспоминает, остались на том месте три самых огромных и крепких вербы, он подходил к ним, прикасался к деревьям, набирался энергии и думал, насколько же плодородная у нас земля, раз на ней выросли такие мощные деревья. Со временем деревья упали...  Вербы были даже больше чем эта, куда сейчас  привозим туристов.

Вид из так называемой дамбы

На краю Марьевского карьера с вершины насыпной дамбы, которая укрепляла шламоотстойник, открывается красивый панорамный вид на дома, огороды и плавни. Сюда мы взобрались с Олегом Прудиусом и Леонидом Семёновичем Боровиком по инициативе последнего. Леонид Семёнович говорит: "Вот хочется взять, разогнаться и взлететь над своим селом Марьевкой". Он отмечает: "И это сейчас возможно, с помощью дрона, снять бы наше село сверху, с птичьего полёта". Леонид Семёнович рассказывает, что на территории, где мы сейчас стоим,  когда то здесь была кузня. Здесь ещё до Марьевского карьера был сад, который тянулся в сторону с. Грушевки в котором работали некоторые жители  Марьевки. В этом месте проходит две грунтовые дороги, сверху по дамбе и снизу, ближе к огородам. Под нижней дорогой растёт шелковица, которой близко к сотне лет. Леониду Семёновичу запомнилось, что под этим деревом было всегда вытоптано словно на асфальте. Прохожие ребята любили зайти по дороге на речку, перекусить шелковицей, не было под деревом даже травиночки. Нападает шелковицы, а мы собирали... Раньше деревянных полов не было, это сейчас кафель и всё, что только не кладут, а раньше не было, называлось долівка на украинском, а на русском - пол. Так вот под шелковицей была готовая  "долівка".

Идёшь бывает по дороге, а в огороде люди работают, "Тётя Мария - здравствуйте!", "Вы куди хлопці?" "Ми в сад!".  До діда Йордана йдуть. Тётка Клепчиха, тётка Галя, Мария, всё идут, здороваются, что то в саду, что то в огороде делают. А теперь мы с вами идём, никого не увидим.

Сколько Леонид Семёнович себя помнит, он общается с людьми и не разделяет того, что перебираются в город жить, обставляют себя, обустраивают, а вот тут где жили дедушка и бабушка, твои предки. Редко, кто задумывается и переживает, здесь же я босыми ногами когда то ходил. Это родина, это усадьба, стоит зайти только в дом и чувствуешь как  дух витает детства, дух родины. Корни твои. Как можно забыть свой дом?  Некоторые люди говорят: "А я уже тут не живу тут мої дід і баба жили, ми вже в городі у комфорті". Есть вообще годами и на кладбище не ходят.  Не хватает людям памяти, отмечает Леонид Семёнович.


Балка Отченашевская

Марьян Корбут в балке Отченашевской

 На карте XIX века балка тянулась к с. Марьевке. При проведении работ, балку Отченашевскую повернули в урочище Ракшино. Название балки имеет несколько легенд, по одной из которых, балка была названа Отченашевской из-за того, что была очень крутой и прежде, чем её перейти, шахтёры, идущие на работу читали молитву отче наш. По второй легенде, в балке был зимовник козака Отченашко. 

Один из старожилов города Марганца, Михаил Фёдорович, который живёт в районе Энгельса, подтвердил, что балка до Второй мировой войны тянулась к селу Марьевке. По воспоминаниям Михаила Фёдоровича, балка была очень глубокой, внизу через неё находился мост, чтобы перейти на другую сторону села. Когда построили мойку (ЦОФ), то балку залили шламами.

Не смотря на то, что балка стала менее глубокой, местные жители продолжают её называть балкой, только вот уже не Отченашевской, а просто балка. По её уже невысоким склонам и долине весной цветут: маки, шалфей,  и другие растения. Из деревьев здесь растут дикие груши, акации, маслины. Маслина - это дерево, которое есть практически в каждой балке. Местные жители здесь пасут скот, заготавливают сено, собирают грибы. 

Дмитрий Яворницький, осматривая окрестности Марьевки в 80-х годах 19-го века, нашел в балке Отченашковий песчаниковый надгробный крест, на котором нанесена  надпись «Миръ - рабъ божий козакъ ... Павел Ориська ... месяца ноября года ...» Всю надпись прочесть нельзя было из-за того, что он был сильно поврежден пулями (кто-то стрелял по кресту как по мишени).
 
Урочище Ракшино 

На околице села располагается урочище Ракшино, по одной из версий его наименование связано с птицами под названием Ракша. Эти птицы селятся в норах на отвесных берегах.
В ур. Ракшино также  есть крутой глиняный обрыв.

Первые упоминания об этом урочище удалось обнаружить в книге "Известия Томского Технологического Института Императора Николая II т. 12 1908 №4" С.Ю. Доброжинский ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЧАСТЬ ЮЖНО-РУССКОГО МАРГАНЦЕВОГО МЕСТОРОЖДЕНИ.  Автор книги пишет, что Ракшино - на то время было казенной лесной дачей.

  Братская могила в урочище Ракшино

Братская могила в урочище Ракшино

В урочище Ракшино располагается братская могила. Дата захоронения 1943-1944г. Памятник установлен в 1953г. Земляная насыпь прямоугольной формы (на месте бывшего шурфа шахты). Перед могилой установлен 3-гранный обелиск. Рядом с обелиском - скульптура советского воина с лавровым венком. Скульптура установлена ​​на квадратном постаменте. Обелиск и постамент изготовлены из ракушечника. Основа выложена из кирпича, оцементована. Скульптура, венок. С левой стороны памятника на кубической основе установлена ​​стела.


Курган в урочище Ракшино 

Олег Прудиус на вершине кургана

Курган расположен на южной окраине города Марганца, на склоне коренного берега р. Днепр в урочище Ракшина. Обнаруженный в 1983 археологом Днепропетровского исторического музея им. Д. И. Яворницкого Л. Н. Голубчик. Повторно обследован в 2004 сотрудником Днепропетровского областного центра по охране историко-культурных ценностей Н. М. Жаринов; в 2018р. - В.В. Свистунов. Одиночный курган высотой 4 м, диаметр - 50 м. 

Источник: "Пам'ятки історії та культури міста Марагнець".


Источник: http://graves.naidy.org.ua/

Берёзки неподалёку урочища Ракшино

Мар’ївка – село Томаківського району Дніпропетровської області, підпорядковане Марганецькій міській раді. Інколи його називають Мар’ївським, а в минулому називали ще й Очеретьковою (кажуть, тут колись був хутір якогось Очеретька чи якоїсь пані Очеретькової). Засноване в 1-ій половині 19-го століття.

 Після затоплення Великого Лугу в близьких балках і видолинках піднялася вода, так що тепер село розташоване ніби на півострові.

На умови й спосіб життя його мешканців дуже впливає сусіднє місто Марганець.
Особливо даються взнаки змосковщення, пиятика і т.п. Дмитро Яворницький, оглядаючи околиці Мар’ївки у 80-х роках 19-го століття, знайшов у балці Отченашковій піщаниковий надмогильний хрест, на якому були видряпані слова «Миръ – рабъ божій козакъ… Павло Орисько… месяца ноября года…» Увесь напис прочитати не можна було через те, що він був дуже пошкоджений кулями (хтось із родичів володаря села стріляв по хресту як по мішені).

Материалы из книги: В.Чабаненко "Украинская Атлантида". 

Лесная груша на окраине села

В балке Отченашевской

У двора

Шалфей 

Мак


Література:

1. Придніпровський край. Опис поселень Катеринославського повіту. Д: Ліра, 2016. -
С. 60, 102 - 103.

2. Дворяне Екатеринославской губернии / В. Н. Заруба. – Д.: Лира, 2016. – С. 212, 
358, 452.


Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Карты: Екатеринославская губерния, Дикое поле, Великий Луг, город Марганец

В этом разделе Вы найдете старинные карты Дикого поля (Loca Desertra), Великого Луга, Днепровских порогов, Екатеринославской губернии и современные карты Запорожской и Днепропетровской области.  Дикое поле Дикое поле  1648г.

ПЕРША ЗАПОРОЗЬКА СІЧ - ТОМАКІВСЬКА

ПЕРША ЗАПОРОЗЬКА СІЧ - ТОМАКІВСЬКА      Територія сучасного міста Марганця зберігає пам’ять про славне запорозьке козацтво, адже саме тут колись знаходилася перша запорозька Січ – Томаківська.      Запорозьке козацтво – унікальне явище в історії Європи. Козаки звалися запорозькими від того, що мешкали на території Запорожжя (це сучасна Дніпропетровщина, Донеччина і Кіровоградщина). На найбільшій українській річці Дніпро, ближче до півдня країни, були великі пороги. Тоді Дніпровські пороги вважалися одним з нерукотворних чудес світу. Територія, що знаходилася за цими порогами, називалася ЗАПОРОЖЖЯМ. А козаки, які там перебували називали себе запорозькими, тобто такими, що знаходились на території за порогами. Тому варто розрізняти поняття – запорозький і запорізький. Запорозький – це той, що стосується історичного регіону Запорожжя. А запорізький – це сучасне означення, що позначає відношення до міста Запоріжжя (отримало місто таку назву лише в 1921 році).      Через те, що к

Великий Луг Запорожский

Великий Луг - историческое название местности, огромных речных плавней, размещавшихся в XVI веке - XVIII веке ниже порогов на левом берегу реки Днепра между Днепром и его левым притоком Конкой, по которой в XVIII веке проходила граница с Крымским ханством. Вся эта местность принадлежала Запорожской Сечи. С Великим Лугом нередко отождествлялось все Запорожье. На Великом Лугу казаки пасли домашний скот, в случае грозившей опасности находили в здешних плавнях и зарослях укрытие. Поэтому Великий Луг был для казаков символом безопасности и воли. В песнях его называли «Отцом (укр. Батько)»: « Ой Січ — мати, а Великий Луг — батько, Що в Лузі заробити, то в Січі пропити ».