Перейти до основного вмісту

Korbut Travel

Ильинское и Голая Грушевка

Марьян Корбут 
К вопросу о помещичьих деревнях Екатеринославской Губернии.

Мы рассмотри два старых села, которые сейчас имеют название "Грушевка" и "Ильинка". Томаковского района. За прошедшие времена люди изменили исторические названия сёл, тем самым ввели в заблуждения современных любителей старины, местных жителей и даже историков. 

Карта Шуберта XIX век.

Село "Грушевка" имело название "Голая Грушевка", а "Ильинка" именовалась как "Ильинское". Я считаю, что нужно возвращать старые названия сёлам, дабы не искажать исторические факты. 

Возьмем описание этих сёл из книги Афанасьева-Чужбинского, 
"Поездка в южную Россию", которая была издана в 1861г.

Далее  за мысом лежит немалое село, принадлежащее нескольким владельцам и носящее не одно название. Самая значительная часть, под названием Ильинскаго, принадлежит
госпож Слоновской и замечательна на всем этом протяжении по хорошо организованным рыбным ловлям, которым много способствуют местные условия. Во владении её протекает значительная часть Речища, или прежнего  русла Днепра, в глубоких ямах которого водится большое количество рыбы; но кроме этого и другие места, как на самом Днепре, так и
на протоках изобилуют разного рода рыбою—карпами, судаками, лещами. Бывают изредка осетры и стерляди, но это в виде исключения. Рыболовство г-жи Слоновской находится
почти что на коммерческом положении, и оттого приносит ей очень хороший доход, доставляет своего рода выгоды забродчикам, служа вместе средством  улучшенной пищи дворовым
крестьянам. За рыбой приезжают сюда купцы  не только из Екатеринослава, но и из Елизаветграда, от стоящего от Ильинскаго на 250 верст. Не смотря на это, судя по местности,
рыболовство могло бы здесь быть значительно увеличено. Вся ватага состоит из 12 человек, которые доставляют госпоже в год до 2000 пудов. Но удвоить число забродчиков,
можно смело ручаться, что удвоится и добыча. Товар не останется ни в каком случае, потому что если не разберут свежей рыбы, то раскупят коренную —любимое кушанье малорусса и во время поста и в мясоед. За этим добром приходят сюда чумаки из Полтавской губернии. 
Рыбу тянут неводом по самому обыкновенному способу, и улов бывает
иногда необыкновенно удачен. Торговцы зачастую дожидаются по несколько человек и предлагают вперед деньги, чтобы этим средством обеспечить себе ближайший улов и поскорее
отправить его  в обратный путь с необходимым товаром.

В другой части селения, носящей название Голая Грушевка, живут несколько мелкопоместныхъ семейств, крестьяне которых немного представляют утешительного. Интересно здесь впрочем одно обстоятельство —это семейный спор наследников одного помещика о том, кому принадлежит церковь, как будто храм божий не есть достоянием всех, а может принадлежать кому нибудь исключительно. 

Наследники между тем, каждый, деятельно хлопочут и употребляют все усилия.
Не знаю только чем кончится это дело, а если кончится, то кому присудится церковь — будет ли тот заботиться о её  улучшении или по крайней мере поддержке. В этой деревне есть замечательная личность, прожившая свою долю наследства. Это отставной инженер, челлвек, получивший кроме специального, общее образование и обладающий способностью излагать в стихах свои мысли, но так деятельно умножавший доходы винного откупа, что у него не осталось ничего кроме избы, жены, нескольких человек детей и несчастной жажды к национальной сивухе. Я несколько раз встречался с этим господином, порою даже в светлые минуты его рассудка, но признаюсь, мне вдвойне было грустно с ним разговаривать: во первых
потому, что он не сознает себя виною гибели семейства и далее подшучивает над этим, а второе - что он циник в высшей степени. Между тем я читал два его стихотворения, из
которых написанное на вопрос: отчего он не ходит в церковь, и не лишено некоторых достоинств. Конечно это старо и слишком известно, если хотите, но все таки поразит вас, если в авторе его вы увидите погибшую натуру, как говорится, человека, едва прикрытого ветхой одеждой и который весьма редко бывает в трезвом виде. Тяжело такое унизительное положение существа, стоящего по образованию выше многих, - но еще грустнее, при взгляде на него, мысль, что семейство его обречено заранее на самое безвыходное нищенство.

 "Ильинка" или как в старину  его называли "Ильинское".

На остатках старинного каменного моста.
Карта Шуберта XIX век.

На карте  меткой выделен мост, а далее следовал старый тракт.

На околице села

Каменная стена, остатки от колхоза

Поля и ЛЭП

На околицах села

Битая посудина


Дорогие читатели, Вы можете приобрести статьи и фотографии в распечатанном виде.
Для этого отпишитесь в комментариях. 


Марганец Туристический" в социальных сетях:


Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Карты: Екатеринославская губерния, Дикое поле, Великий Луг, город Марганец

В этом разделе Вы найдете старинные карты Дикого поля (Loca Desertra), Великого Луга, Днепровских порогов, Екатеринославской губернии и современные карты Запорожской и Днепропетровской области.  Дикое поле Дикое поле  1648г.

ПЕРША ЗАПОРОЗЬКА СІЧ - ТОМАКІВСЬКА

ПЕРША ЗАПОРОЗЬКА СІЧ - ТОМАКІВСЬКА      Територія сучасного міста Марганця зберігає пам’ять про славне запорозьке козацтво, адже саме тут колись знаходилася перша запорозька Січ – Томаківська.      Запорозьке козацтво – унікальне явище в історії Європи. Козаки звалися запорозькими від того, що мешкали на території Запорожжя (це сучасна Дніпропетровщина, Донеччина і Кіровоградщина). На найбільшій українській річці Дніпро, ближче до півдня країни, були великі пороги. Тоді Дніпровські пороги вважалися одним з нерукотворних чудес світу. Територія, що знаходилася за цими порогами, називалася ЗАПОРОЖЖЯМ. А козаки, які там перебували називали себе запорозькими, тобто такими, що знаходились на території за порогами. Тому варто розрізняти поняття – запорозький і запорізький. Запорозький – це той, що стосується історичного регіону Запорожжя. А запорізький – це сучасне означення, що позначає відношення до міста Запоріжжя (отримало місто таку назву лише в 1921 році).      Через те, що к

Великий Луг Запорожский

Великий Луг - историческое название местности, огромных речных плавней, размещавшихся в XVI веке - XVIII веке ниже порогов на левом берегу реки Днепра между Днепром и его левым притоком Конкой, по которой в XVIII веке проходила граница с Крымским ханством. Вся эта местность принадлежала Запорожской Сечи. С Великим Лугом нередко отождествлялось все Запорожье. На Великом Лугу казаки пасли домашний скот, в случае грозившей опасности находили в здешних плавнях и зарослях укрытие. Поэтому Великий Луг был для казаков символом безопасности и воли. В песнях его называли «Отцом (укр. Батько)»: « Ой Січ — мати, а Великий Луг — батько, Що в Лузі заробити, то в Січі пропити ».