Перейти до основного вмісту

Korbut Travel

Овцеводство

Марьян Корбут
К народным занятиям и промыслам.
Овцеводство

А задумывались ли Вы, что было лет 100 - 200 лет назад, на наших землях? 
Чем люди занимались и промышляли так сказать.  Вот и я задумался...

Одним летним жарким днём, возвращаясь с дневного похода с соседнего села я заметил пасущуюся  отару овец,  которые неторопливо и лениво щипали траву. Овец было 
голов 30 - 35, пас их молодой чабан, который отдыхал под маслиной, клацая свой новомодный смартфон.  Ну, а что вы хотели? XXI век!

Сколько путешествую по запорожскому и днепровскому краю, практически не встречаю отары овец. Почему так мало людей в наших краях занимается овцеводством? и занимались ли наши предки этим делом? Ведь климат и условия располагают для этого. 

Жак, Шарль Эмиль — Пейзаж со стадом овец.


После этого случая я один раз лишь увидел трёх овец пасущихся на одной из улиц села Томаковки.

Овца. Село Томаковка. 

Возьмем информацию из книги "Этнографический очерк Екатеринославского края", автором. которой является В. А. Бабенко книга была издана в 1905 году.

Овцеводство ведется в ограниченных размерах, лишь как любимое занятие малоросов и отчасти греков. Обыкновенно крестьяне держат овец  с таким расчетом, чтобы получить необходимый шерстяной материал для собственной одежды. В некоторых селениях Екатеринославовского (Красногригорьевка) и Мариупольского уездов приходилось встречать общие стада овец, пасущихся все лето в полях под присмотром специального пастуха "чабана". Чабанство в старину было принято среди  народа в широких размерах, в настоящее же время сохранилось лишь изредка. 

Чабан имеет для передвижения со всем своим скарбом особые гарбы, (чабанские) с будкой и различными ящичками для походных принадлежностей. 

Свой костюм чабан делает из овчин. Даже штаны принято шить из тех же овчин шерстью внутрь. 

- "Чабанские штаны" Поверх одежды чабан надевает различные чабанские принадлежности - кожаный пояс, украшенный медными бляхами или пуговицами, к нему прикрепляются чабанский нож в ножнах, рог с квачем, джярмела, чабанский гаман-кошелёк, трубка и проч. 

Чабан со всеми своими принадлежностями.

Чабанский нож служит для разрезания хлеба и др. пищевых продуктов, а иногда и для дорезывания заболевших овец.

Ріг з квачем — сосуд из рога для хранения дегтя, которым смазываются «квачем» раны овец.

Джярмела — железные щипцы, служащие для вытаскивания из ран червей у больных овец. Чабанский гаман сумка вешается к поясу или же через плечо для хранения гребня, ниток, иголок и огнива. Кроме того, у каждого чабана имеется длинный батіг (кнут) и палка с карлучкою, назыв. герлигою. Герлига служит чабану для придерживания овец за ногу. 


Марганец Туристический" в социальных сетях:


Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Карты: Екатеринославская губерния, Дикое поле, Великий Луг, город Марганец

В этом разделе Вы найдете старинные карты Дикого поля (Loca Desertra), Великого Луга, Днепровских порогов, Екатеринославской губернии и современные карты Запорожской и Днепропетровской области.  Дикое поле Дикое поле  1648г.

ПЕРША ЗАПОРОЗЬКА СІЧ - ТОМАКІВСЬКА

ПЕРША ЗАПОРОЗЬКА СІЧ - ТОМАКІВСЬКА      Територія сучасного міста Марганця зберігає пам’ять про славне запорозьке козацтво, адже саме тут колись знаходилася перша запорозька Січ – Томаківська.      Запорозьке козацтво – унікальне явище в історії Європи. Козаки звалися запорозькими від того, що мешкали на території Запорожжя (це сучасна Дніпропетровщина, Донеччина і Кіровоградщина). На найбільшій українській річці Дніпро, ближче до півдня країни, були великі пороги. Тоді Дніпровські пороги вважалися одним з нерукотворних чудес світу. Територія, що знаходилася за цими порогами, називалася ЗАПОРОЖЖЯМ. А козаки, які там перебували називали себе запорозькими, тобто такими, що знаходились на території за порогами. Тому варто розрізняти поняття – запорозький і запорізький. Запорозький – це той, що стосується історичного регіону Запорожжя. А запорізький – це сучасне означення, що позначає відношення до міста Запоріжжя (отримало місто таку назву лише в 1921 році).      Через те, що к

Великий Луг Запорожский

Великий Луг - историческое название местности, огромных речных плавней, размещавшихся в XVI веке - XVIII веке ниже порогов на левом берегу реки Днепра между Днепром и его левым притоком Конкой, по которой в XVIII веке проходила граница с Крымским ханством. Вся эта местность принадлежала Запорожской Сечи. С Великим Лугом нередко отождествлялось все Запорожье. На Великом Лугу казаки пасли домашний скот, в случае грозившей опасности находили в здешних плавнях и зарослях укрытие. Поэтому Великий Луг был для казаков символом безопасности и воли. В песнях его называли «Отцом (укр. Батько)»: « Ой Січ — мати, а Великий Луг — батько, Що в Лузі заробити, то в Січі пропити ».