Перейти до основного вмісту

Korbut Travel

"Мыс Доброй Надежды" принадлежал помещице Яковлевой

М. Корбут
К вопросу о помещичьих деревнях Екатеринославской Губернии.

Как пишет  Афанасьев-Чужбинский, автор  книги "Поездка в южную Россию", которая была издана в 1861г. 

За Клейнами Днепр поворачивает вправо, и на этом мысе раскинулась красивая деревня помещицы К. М. Яковлевой - "Мыс Доброй Надежды". 

Карта Шуберта XIX век.

Название немножко изысканное, но деревня лежит у подошвы горы, хорошо обстроенная и свидетельствующая о довольстве крестьян, а на возвышенности на самом мысе,  виднеется господская усадьба с красивым домом, от которого вниз во всю покатость горы спускается сад - необходимое украшение жилища каждого порядочного человека. Экономия, кроме обыкновенного хозяйства, занимается рыболовством в небольших размерах, а преимущественно выработкою извести, которую разбирают даже на довольно отдаленные местности. Днепровские горы, с впадающими в них балками, изобилуют многими произведениями, и только одна беззаботность жителей и нежелание выйти из колеи, глубокого проложенной  рутинною, мешают им дать развитие тому или другому промыслу. Деревня населена малороссами и великороссами, оттого здесь и встречаются некоторые легкие изменения в обычаях, как неизбежное следствие тесных продолжительных сношений между двумя племенами. 

Местоположение превосходно в особенности вид из окон помещичьего дома можно назвать одним из живописнейших на этой местности. На большое пространство виднеются обширные плавни, а во время разлития Днепра - это чрезвычайно интересная картина; в те поры плоты проходят у самой деревни, а идет их всегда большое количество; тут же несутся барки, следуя вниз и никопольские парусные лодки, отправляющиеся к верхним пристаням и обратно. 

У меня на памяти эта деревня останется приятным воспоминанием: под гостеприимной кровлей господского дома, кроме радушия, я находил всегда новые журналы, а это признаюсь, был для меня весьма приятный ресурс в моей кочевой жизни. Чтение не вошло еще в нравы многих помещиков: не везде найдешь какое нибудь периодическое издание. 

- Нам некогда читать, говорят иные добродушно, а меж тем идут и рыскают целые дни с собаками, или просиживают ночи за копченным преферансом. 

- Не стоит читать, говорит какая нибудь барыня: теперь пишут Бог знает что такое не подобное.

Впрочем надо сказать к чести молодого поколения, что оно охотно читает, и если только прежние поколение не препятствует ему, то старается непременно иметь книги и журналы. Однако не читающих довольно: есть целые без книжные околодки, в которых литература не имеет отголоска и самые даровитые деятели её незнакомы добрякам, изъявляющим претензии на цивилизацию. 

Подведём черту под отрывком из книги  Афанасьева-Чужбинского и отправимся в Мыс Доброй Надежды, сейчас село называется Добрая Надежда, а находится  в Днепропетровской области.

Над кручей. 

За мной находится Каховское Водохранилище, а когда то были здесь, как пишет Афанасьев-Чужбинский  обширные плавни, посредине плавней протекал Днепр, собственно говоря старое русло Днепра и сейчас осталось, только оно находится  под водохранилищем.

Очень живописный уголок в селе "Доброй Надежды" -  это одно из красивейших мест, что я видел в наших краях. 
Хотя мне  дороги все места, кругом есть, что-то свое, особенное, неповторимое. 

"Мыс Доброй Надежды".
Немного дальше Днепр поворачивает вправо. 

Каменный крест на кладбище в "Доброй Надежде".

В Доброй Надежде сохранилось старинное кладбище, Некоторые каменные кресты выглядят очень древними, но определить в каких именно  годах они были установлены,  бывает порой очень сложно, поскольку даты уже давно исчезли  или-же ушли под землю вместе с крестом. 
Рядом с посёлком лежит красивейшая балка с чудесным названием "Березнеговатая", которая разрезает Добрую Надежду с полями. Практически вся балка покрыта деревьями и разнотравьем, сюда бы хотелось вернуться еще.
Остатки от старой постройки.
Интересно, какого века постройка? Кладка вроде бы как старинная. 

Лесная груша на краю села.

Дорога под кручей.
Сколько же исхожено по  таким дорогам нашими предками...

"Мыс Доброй Надежды", а название и вправду немного изысканное. 


Продолжу описания  "Доброй Надежды" уже в книге. 

Марганец Туристический" в социальных сетях:

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Карты: Екатеринославская губерния, Дикое поле, Великий Луг, город Марганец

В этом разделе Вы найдете старинные карты Дикого поля (Loca Desertra), Великого Луга, Днепровских порогов, Екатеринославской губернии и современные карты Запорожской и Днепропетровской области.  Дикое поле Дикое поле  1648г.

ПЕРША ЗАПОРОЗЬКА СІЧ - ТОМАКІВСЬКА

ПЕРША ЗАПОРОЗЬКА СІЧ - ТОМАКІВСЬКА      Територія сучасного міста Марганця зберігає пам’ять про славне запорозьке козацтво, адже саме тут колись знаходилася перша запорозька Січ – Томаківська.      Запорозьке козацтво – унікальне явище в історії Європи. Козаки звалися запорозькими від того, що мешкали на території Запорожжя (це сучасна Дніпропетровщина, Донеччина і Кіровоградщина). На найбільшій українській річці Дніпро, ближче до півдня країни, були великі пороги. Тоді Дніпровські пороги вважалися одним з нерукотворних чудес світу. Територія, що знаходилася за цими порогами, називалася ЗАПОРОЖЖЯМ. А козаки, які там перебували називали себе запорозькими, тобто такими, що знаходились на території за порогами. Тому варто розрізняти поняття – запорозький і запорізький. Запорозький – це той, що стосується історичного регіону Запорожжя. А запорізький – це сучасне означення, що позначає відношення до міста Запоріжжя (отримало місто таку назву лише в 1921 році).      Через те, що к

Великий Луг Запорожский

Великий Луг - историческое название местности, огромных речных плавней, размещавшихся в XVI веке - XVIII веке ниже порогов на левом берегу реки Днепра между Днепром и его левым притоком Конкой, по которой в XVIII веке проходила граница с Крымским ханством. Вся эта местность принадлежала Запорожской Сечи. С Великим Лугом нередко отождествлялось все Запорожье. На Великом Лугу казаки пасли домашний скот, в случае грозившей опасности находили в здешних плавнях и зарослях укрытие. Поэтому Великий Луг был для казаков символом безопасности и воли. В песнях его называли «Отцом (укр. Батько)»: « Ой Січ — мати, а Великий Луг — батько, Що в Лузі заробити, то в Січі пропити ».