Перейти до основного вмісту

Korbut Travel

Наследие Южно-Русского Днепровского общества.

Электростанция рудника.


     В 1880 г. на территории с. Городище (сейчас р-н г. Марганца), местный житель копая колодец, находит необычную «черную» землю. Сообщение об этой находке заинтересовало специалистов Департамента Геологического комитета государственного Горного департамента Российской империи. Поэтому летом 1883 г. геолог Валериан Александрович Домгер (1851 – 1885), как младший геолог геологического комитета и участник в составлении общей геологической карты Российской империи, в долине речки Солёной находит большие залежи марганцевой руды. Открывая таким образом самое большое в мире месторождение марганца.

     В 1892 г. «Южно-русское Днепровское металлургическое общество» закладывает возле Городища первый на восточном участке Никопольского бассейна рудник Городищенский с примитивной фабрикой для мокрого обогащения руды, который сразу начинает обрастать жилищами администрации рудника и постоянных рабочих. В 1902 – 1904 гг. через Никопольский марганцевый рудник прокладывают ветку II-й Екатерининской железной дороги, которая связала Кривой Рог с Запорожьем, и в те же годы строится железнодорожная станция Марганец. В 1907 г., в связи с отработкой Закаменского участка, вблизи станции Марганец начинаются новые разработки, со строительством при них электромеханических мастерских, электростанции, мойки, административных зданий и жилищ постоянных рабочих.


   В 1913 г. на территории месторождения действовали рудники: Покровский, Ново-Николаевский, Красногригорьевский, Трубчаниновский, Городищанский и добывали в год 16 миллионов пудов руды.

     Именно при Трубчаниновском руднике по добыче марганцовистых руд «Южно-русского Днепровского металлургического общества» и строятся электромеханические мастерские (дата постройки между 1904 – 1913 гг.), которые сейчас находятся на территории Марганецкого рудоремонтного завода (ПАО «МРРЗ»). Который за свою историю входил в состав треста «Никополь-Марганец», также в производственное объединение «Кривбассрудоремонт», а в 1994 году преобразован в акционерное общество ОАО «Марганецкий рудоремонтный завод»


     Здание является уникальным для области производственным зданием начала ХІХ в., по степени сохранности и архитектурной стилистике («модерн»).



Литература:

1. История городов и сел Украинской ССР. Днепропетровская область. — К.: Глав. редакция УРЕ АН УССР, 1977. — С. 398 – 399.

2. К 130-летию разработок Никопольского марганцево-рудного бассейна. По материалам Я.В. Мандзия.

Составители - Надежда Лиштва.
Фотограф - Марьян Корбут.

Марганец Туристический" в социальных сетях:
Facebook - https://www.facebook.com/groups/mn.tour
Блог - https://mn-tour.blogspot.com

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Карты: Екатеринославская губерния, Дикое поле, Великий Луг, город Марганец

В этом разделе Вы найдете старинные карты Дикого поля (Loca Desertra), Великого Луга, Днепровских порогов, Екатеринославской губернии и современные карты Запорожской и Днепропетровской области.  Дикое поле Дикое поле  1648г.

ПЕРША ЗАПОРОЗЬКА СІЧ - ТОМАКІВСЬКА

ПЕРША ЗАПОРОЗЬКА СІЧ - ТОМАКІВСЬКА      Територія сучасного міста Марганця зберігає пам’ять про славне запорозьке козацтво, адже саме тут колись знаходилася перша запорозька Січ – Томаківська.      Запорозьке козацтво – унікальне явище в історії Європи. Козаки звалися запорозькими від того, що мешкали на території Запорожжя (це сучасна Дніпропетровщина, Донеччина і Кіровоградщина). На найбільшій українській річці Дніпро, ближче до півдня країни, були великі пороги. Тоді Дніпровські пороги вважалися одним з нерукотворних чудес світу. Територія, що знаходилася за цими порогами, називалася ЗАПОРОЖЖЯМ. А козаки, які там перебували називали себе запорозькими, тобто такими, що знаходились на території за порогами. Тому варто розрізняти поняття – запорозький і запорізький. Запорозький – це той, що стосується історичного регіону Запорожжя. А запорізький – це сучасне означення, що позначає відношення до міста Запоріжжя (отримало місто таку назву лише в 1921 році).      Через те, що к

Великий Луг Запорожский

Великий Луг - историческое название местности, огромных речных плавней, размещавшихся в XVI веке - XVIII веке ниже порогов на левом берегу реки Днепра между Днепром и его левым притоком Конкой, по которой в XVIII веке проходила граница с Крымским ханством. Вся эта местность принадлежала Запорожской Сечи. С Великим Лугом нередко отождествлялось все Запорожье. На Великом Лугу казаки пасли домашний скот, в случае грозившей опасности находили в здешних плавнях и зарослях укрытие. Поэтому Великий Луг был для казаков символом безопасности и воли. В песнях его называли «Отцом (укр. Батько)»: « Ой Січ — мати, а Великий Луг — батько, Що в Лузі заробити, то в Січі пропити ».