Перейти до основного вмісту

Korbut Travel

Отрывок из Дневника поездки по бассейну Суры и Томаковки - Иван Яковлевич Акинфиев

От Раково до Никополя на пространстве около тридцати верст идёт равнинная степь, прорезаемая балками, которые повидимому, лишены древесных насаждений. За то берег Днепра весь в зелени: села - Новопавловка, Борисоглебовка, Красногригорьевка (в особенности) и др. изобилует культурными и дикорастущими породами. Красногригорьевка до того вся в садах, что сельских построек во многих местах совершенно не видно из-за деревьев.

По речке Топильной и Томаковке встречается тоже много садов, как, например у гг. Трипольских, Пилипенко, Гр. Т. Гаркушевского и др. Но нам не пришлось осмотреть их в эту поездку. 

На водоразделе между Томаковкой и балкой Вилой, впадающей в Днепр, находятся сады гг. Гейнрихса и Вальмана. У послднего два сада: более старый, бывший г. Осинского, занимает не менее двух десятин, и молодой, в двух верстах от первого, на пространстве 12 десятин, содержит большую школу из диких пород, которые разводятся для продажи крестьянам, усиленно покупающим саженцы в последние годы для обсадки дорог 

Откладывая группировку всего того, что имеется в Екатеринославском уезде по деревонасаждению, до следующего года, когда придется осмотреть остальные пункты уезда, мы переходим к изложению кратких сведений о питомниках при сельских школаъ которые пришлось посетить в настоящую поездку.

Прежде всего необходимо заметить, что при всех почти школах, где отведены места для занятия садоводством и огородничеством, последнее в прекрасном состоянии. В особенности это нужно сказать по отношению к школе села Анастасьевки, а также с. Соленого, Николайполя и др. Но садоводство далеко не везде выражено в таком виде.

В селе Дмитровке, Борисовской волости, питомники при школе находятся в зародыше: тоже нужно сказать и относительно с. Варваровки и почти тоже и относительно с. Соленого и Красногригорьевки. Несколько лучше дело стоит в селах школ: Николайпольском и Анастасьевке. В этих последних есть саженц двух - трёх летнего возраста, имеются довольно, имеется довольно хороший виноградник. В общем видно, что сельские учителя  стараются делать все возможное, чтобы развести деревья, но если не везде старания их приводят к хорошим результатам то это часто зависит от таких причин, как например, отсутствие хорошей изгороди (в с. Высоком, Красногригорьевке), или незнакомство учителей с садоводством. Так учителя Красногригорьевки и Николайполя ни разу ещё не были на курсах садоводства.


Необходимо заметить, что для таких сёл, как Красногригорьевка, где у всех почти крестьян обширные свои сады, роль народного учителя должна быть несколько иная, чем там, где в селе нет ни одного деревца или сады отсутствуют (Высокое, Соленое). В этих последних, где учителю нужно подавать пример разведения сада и приохотить жителей к этому делу, нужно стремиться, чтобы при школе были сотни и тысячи саженцев наиболее распостранённых пород культурных и диких. Учителю для пропаганды дела нужен материал в большом количестве, чтобы раздавать своим ученикам для их садов и тем крестьянам, которые пожелают заняться у себя разведением деревьев. В тех же местах, где в селе садов много, забота о школе питомников должна отойти на второй план. Дикие породы можно совсем не разводить или же разводить по особому выбору наиболее красивые и редкие деревья. Здесь, по нашему мнению, учителю нужно прежде всего основательно познакомиться с местными садами, изучить какие деревья  более всего разводятся крестьянами, и какие у кого имеются хорошие сорта фруктовых пород. Затем в школьном питомнике учителю необходимо завести маточные хорошие сорта вишен, абрикос, яблонь, груш и пр., чтобы распостранять их прививкой и окулировкою среди крестьян, облагораживать породы последних. Обыкновенно у крестьян все фруктовые деревья самых простых сортов и часто в запущенном состоянии. Роль учителя в таком случае более трудная. Ему и своим садом нужно стоять выше крестьянина, как он стоит выше его по грамоте. Если же он будет сажать у себя такие дички, как желтые акации или берест, когда всё село тонет в тополях, каштанах, грушах, яблонях и проч., или если питомник при школе ведется дурно, лишь бы только выполнять требования начальства, то учитель окажется в очень неловком положении перед крестьянами. Вот почему на такие учительские места как Красногригорьевка, училищному начальству следует обращать особое внимание . По нашему мнению, следует или поручать эти места учителям, хорошо знающим дело занятия садоводством, или вовсе не рекомендовать здесь этого занятия, обратив внимания учителя на шелководство, табаководство, столярное и другое либо ремесло.

Источник - "Обзор древесной растительности Екатеринославской губернии" 1893 - 1895

Автор - Иван Яковлевич Акинфиев.


КОНТАКТИ

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Карты: Екатеринославская губерния, Дикое поле, Великий Луг, город Марганец

В этом разделе Вы найдете старинные карты Дикого поля (Loca Desertra), Великого Луга, Днепровских порогов, Екатеринославской губернии и современные карты Запорожской и Днепропетровской области.  Дикое поле Дикое поле  1648г.

ПЕРША ЗАПОРОЗЬКА СІЧ - ТОМАКІВСЬКА

ПЕРША ЗАПОРОЗЬКА СІЧ - ТОМАКІВСЬКА      Територія сучасного міста Марганця зберігає пам’ять про славне запорозьке козацтво, адже саме тут колись знаходилася перша запорозька Січ – Томаківська.      Запорозьке козацтво – унікальне явище в історії Європи. Козаки звалися запорозькими від того, що мешкали на території Запорожжя (це сучасна Дніпропетровщина, Донеччина і Кіровоградщина). На найбільшій українській річці Дніпро, ближче до півдня країни, були великі пороги. Тоді Дніпровські пороги вважалися одним з нерукотворних чудес світу. Територія, що знаходилася за цими порогами, називалася ЗАПОРОЖЖЯМ. А козаки, які там перебували називали себе запорозькими, тобто такими, що знаходились на території за порогами. Тому варто розрізняти поняття – запорозький і запорізький. Запорозький – це той, що стосується історичного регіону Запорожжя. А запорізький – це сучасне означення, що позначає відношення до міста Запоріжжя (отримало місто таку назву лише в 1921 році).      Через те, що к

Великий Луг Запорожский

Великий Луг - историческое название местности, огромных речных плавней, размещавшихся в XVI веке - XVIII веке ниже порогов на левом берегу реки Днепра между Днепром и его левым притоком Конкой, по которой в XVIII веке проходила граница с Крымским ханством. Вся эта местность принадлежала Запорожской Сечи. С Великим Лугом нередко отождествлялось все Запорожье. На Великом Лугу казаки пасли домашний скот, в случае грозившей опасности находили в здешних плавнях и зарослях укрытие. Поэтому Великий Луг был для казаков символом безопасности и воли. В песнях его называли «Отцом (укр. Батько)»: « Ой Січ — мати, а Великий Луг — батько, Що в Лузі заробити, то в Січі пропити ».