От Раково до Никополя на пространстве около тридцати верст идёт равнинная степь, прорезаемая балками, которые повидимому, лишены древесных насаждений. За то берег Днепра весь в зелени: села - Новопавловка, Борисоглебовка, Красногригорьевка (в особенности) и др. изобилует культурными и дикорастущими породами. Красногригорьевка до того вся в садах, что сельских построек во многих местах совершенно не видно из-за деревьев.
По речке Топильной и Томаковке встречается тоже много садов, как, например у гг. Трипольских, Пилипенко, Гр. Т. Гаркушевского и др. Но нам не пришлось осмотреть их в эту поездку.
На водоразделе между Томаковкой и балкой Вилой, впадающей в Днепр, находятся сады гг. Гейнрихса и Вальмана. У послднего два сада: более старый, бывший г. Осинского, занимает не менее двух десятин, и молодой, в двух верстах от первого, на пространстве 12 десятин, содержит большую школу из диких пород, которые разводятся для продажи крестьянам, усиленно покупающим саженцы в последние годы для обсадки дорог
Откладывая группировку всего того, что имеется в Екатеринославском уезде по деревонасаждению, до следующего года, когда придется осмотреть остальные пункты уезда, мы переходим к изложению кратких сведений о питомниках при сельских школаъ которые пришлось посетить в настоящую поездку.
Прежде всего необходимо заметить, что при всех почти школах, где отведены места для занятия садоводством и огородничеством, последнее в прекрасном состоянии. В особенности это нужно сказать по отношению к школе села Анастасьевки, а также с. Соленого, Николайполя и др. Но садоводство далеко не везде выражено в таком виде.
В селе Дмитровке, Борисовской волости, питомники при школе находятся в зародыше: тоже нужно сказать и относительно с. Варваровки и почти тоже и относительно с. Соленого и Красногригорьевки. Несколько лучше дело стоит в селах школ: Николайпольском и Анастасьевке. В этих последних есть саженц двух - трёх летнего возраста, имеются довольно, имеется довольно хороший виноградник. В общем видно, что сельские учителя стараются делать все возможное, чтобы развести деревья, но если не везде старания их приводят к хорошим результатам то это часто зависит от таких причин, как например, отсутствие хорошей изгороди (в с. Высоком, Красногригорьевке), или незнакомство учителей с садоводством. Так учителя Красногригорьевки и Николайполя ни разу ещё не были на курсах садоводства.
Необходимо заметить, что для таких сёл, как Красногригорьевка, где у всех почти крестьян обширные свои сады, роль народного учителя должна быть несколько иная, чем там, где в селе нет ни одного деревца или сады отсутствуют (Высокое, Соленое). В этих последних, где учителю нужно подавать пример разведения сада и приохотить жителей к этому делу, нужно стремиться, чтобы при школе были сотни и тысячи саженцев наиболее распостранённых пород культурных и диких. Учителю для пропаганды дела нужен материал в большом количестве, чтобы раздавать своим ученикам для их садов и тем крестьянам, которые пожелают заняться у себя разведением деревьев. В тех же местах, где в селе садов много, забота о школе питомников должна отойти на второй план. Дикие породы можно совсем не разводить или же разводить по особому выбору наиболее красивые и редкие деревья. Здесь, по нашему мнению, учителю нужно прежде всего основательно познакомиться с местными садами, изучить какие деревья более всего разводятся крестьянами, и какие у кого имеются хорошие сорта фруктовых пород. Затем в школьном питомнике учителю необходимо завести маточные хорошие сорта вишен, абрикос, яблонь, груш и пр., чтобы распостранять их прививкой и окулировкою среди крестьян, облагораживать породы последних. Обыкновенно у крестьян все фруктовые деревья самых простых сортов и часто в запущенном состоянии. Роль учителя в таком случае более трудная. Ему и своим садом нужно стоять выше крестьянина, как он стоит выше его по грамоте. Если же он будет сажать у себя такие дички, как желтые акации или берест, когда всё село тонет в тополях, каштанах, грушах, яблонях и проч., или если питомник при школе ведется дурно, лишь бы только выполнять требования начальства, то учитель окажется в очень неловком положении перед крестьянами. Вот почему на такие учительские места как Красногригорьевка, училищному начальству следует обращать особое внимание . По нашему мнению, следует или поручать эти места учителям, хорошо знающим дело занятия садоводством, или вовсе не рекомендовать здесь этого занятия, обратив внимания учителя на шелководство, табаководство, столярное и другое либо ремесло.
Источник - "Обзор древесной растительности Екатеринославской губернии" 1893 - 1895
Автор - Иван Яковлевич Акинфиев.
КОНТАКТИ
Коментарі
Дописати коментар