Перейти до основного вмісту

Korbut Travel

Село Добрая Надежда или: Мыс Доброй Надежды в народе Яковлево

Мыс Доброй Надежды.


Владельческая деревня была населена помещиком и дворянином Екатеринославского уезда Д. М. Станковичем. Дмитрий Михайлович Станкович, родился 26 октября 1793 г. в семье дворян Бахмутского уезда. Его отец – Станкович Михаил Николаевич родился около 1738 г., сербской национальности, из обер-офицерских детей. Участник турецких и польских походов, с 1786 г. - премьер-майор в отставке. В браке с надворной советницей (с 1795 г.) Прасковьей Ивановной у него было четверо детей: Иван, Николай, Дмитрий и Александр. Именно третий сын Дмитрий и заселил д. Мыс Доброй Надежды. Дмитрий Михайлович проходил военную службу, участник войны 1812 г., генерал-майор с 1826 г., кавалер Георгия 4 кл. (26.11.1827 г., за выслугу). За ним в Екатеринославском уезде числилась с. Голая Грушевка, д. Мыс Доброй Надежды и д. Николаевка, где 12302 дес. и 1466 кв. саж. зем. Умер в возрасте 64 лет, в 1855 г. Опекуном над имением его малолетних наследников стал Александр Александрович Клейн (помещик д. Неендорф, умер до 1862 г.), родственник его супруги (в девичестве - Клейн). На тот момент д. Мыс Доброй Надежды, что располагалась во втором стане при днепровских плавнях и р. Джугане, в 105 в. от Екатеринослава и 25 в. от Томаковки, уже перешла во владение помещиков Яковлевых.

Окрестности села Доброй Надежды
Фотограф - Марьян Корбут
12.05.2021г.

Родоначальником Екатеринославской ветви рода можно назвать - Яковлева Леонтия Яковлевича, дворянина Екатеринославского наместничества, из казацкой старшины Полтавского полка Гетманщины, управителя имений графини Е. В. Скавронской (урожденная - Энгельгард) в Екатеринославском уезде в 1787 г. Именно за его сыном Василием числиться в последствии д. Мыс Доброй Надежды. Василий Леонтьевич - дворянин, дослужился до чина статского советника (1829 г.), советник губернского правления, председатель Екатеринославской палаты гражданского суда (до 1839 г.), кавалер Владимира 4 и 3 степени, Анны 2 ст. с алмазами, Станислава 2 ст., именных знаков за 35, 40 и 45 лет безупречной службы. В браке с дворянкой Павлоградского уезда Ульяной Васильевной имел 13-ть детей: Андрея, Ивана, Михаила, Марию, Алексея, Василия, Григория, Дмитрия, Иллариона, Николая, Елену, Дарью, Александру. На 1844 г. деревня уже числилась за его сыном Михаилом - штабс-капитаном в отставке, за которым состояло в ней 100 рев. душ и 2075 дес. Описание вида села на 1856 г. встречается у А. С. Афанасьева (Чужбинского) (стр. 155-156). После его смерти (до 1858 г.), деревня переходит вдове - Екатерине Михайловне (урожденная – Иваненко, дворянка Александровского уезда, дочь предводителя дворянства) и наследникам (всего у них было пятеро детей: Михаил, Виктор, Иван, Ольга, Анна). Где за ними числится: 50 дворов, 145 рев. душ крепостных и 24 души дворовых, 45 дворов, 342 жителя, два завода скота. В 1897 и 1902 гг. - деревня Вышетарасовской волости. По плану 1897 г. земля разделена на 6 участков, из них 4263 дес. За камер-юнкером Иваном Михайловичем Яковлевым. В 1898 г. возле деревни находиться хутор Екатериновка, где 115, 8 дес. имела Ольга Михайловна Яковлева (в зам. - Христофорова), а так же 229, 9 дес. - Марья Степановна Яковлева (супруга Николая Ивановича Яковлева). Тогда же у села имели земли: Николай Иванович Яковлев (2721,1 дес.) и супруга Марья Степановна (327, 5 дес.); Елена Ивановна Яковлева (два участка в 280,4 дес.); наследники Михаила Михайловича Яковлева (501,4 дес.); Виктор Михайлович Яковлев (три участка в 501,4 дес.); Зинаида Ивановна Рененкампф (ур. Яковлева) и Надежда Ивановна Миклашевская (Ур. Яковлева) - совместно два участка степей и плавней в 251,6 дес. На 1911 г. в селе Вышетарасовской волости - 100 дворов с 709 жителями.

Историческая территория села затоплена Каховским водохранилищем, жители были переселены в с. Добрая Надежда Томаковского района.
Литература:

1. Придніпровський край. Опис поселень Катеринославського повіту. Д: Ліра, 2016. - С. 63.

2. Дворяне Екатеринославской губернии / В. Н. Заруба. – Д.: Лира, 2016. – С. 212, 459, 550-551.

Из книги  Афанасьева-Чужбинского, "Поездка в южную Россию"


     За Клейнами Днепр поворачивает вправо, и на этом мысе раскинулась красивая деревня помещицы К. М. Яковлевой - "Мыс Доброй Надежды". Название немножко изысканное, но деревня лежит у подошвы горы, хорошо обстроенная и свидетельствующая о довольстве крестьян, а на возвышенности на самом мысе, виднеется господская усадьба с красивым домом, от которого вниз во всю покатость горы спускается сад - необходимое украшение жилища каждого порядочного человека. Экономия, кроме обыкновенного хозяйства, занимается рыболовством в небольших размерах, а преимущественно выработкою извести, которую разбирают даже на довольно отдаленные местности. Днепровские горы, с впадающими в них балками, изобилуют многими произведениями, и только одна беззаботность жителей и нежелание выйти из колеи, глубокого проложенной рутинною, мешают им дать развитие тому или другому промыслу. Деревня населена малороссами и великороссами, оттого здесь и встречаются некоторые легкие изменения в обычаях, как неизбежное следствие тесных продолжительных сношений между двумя племенами.

Днепровские горы
Фотограф - Марьян Корбут

Местоположение превосходно в особенности вид из окон помещичьего дома можно назвать одним из живописнейших на этой местности. На большое пространство виднеются обширные плавни, а во время разлития Днепра - это чрезвычайно интересная картина; в те поры плоты проходят у самой деревни, а идет их всегда большое количество; тут же несутся барки, следуя вниз и никопольские парусные лодки, отправляющиеся к верхним пристаням и обратно.

У меня на памяти эта деревня останется приятным воспоминанием: под гостеприимной кровлей господского дома, кроме радушия, я находил всегда новые журналы, а это признаюсь, был для меня весьма приятный ресурс в моей кочевой жизни. Чтение не вошло еще в нравы многих помещиков: не везде найдешь какое нибудь периодическое издание.
- Нам некогда читать, говорят иные добродушно, а меж тем идут и рыскают целые дни с собаками, или просиживают ночи за копченным преферансом.
- Не стоит читать, говорит какая нибудь барыня: теперь пишут Бог знает что такое не подобное.

Впрочем надо сказать к чести молодого поколения, что оно охотно читает, и если только прежние поколение не препятствует ему, то старается непременно иметь книги и журналы. Однако не читающих довольно: есть целые без книжные околодки, в которых литература не имеет отголоска и самые даровитые деятели её незнакомы добрякам, изъявляющим претензии на цивилизацию.

Материалы из книги: В.Чабаненко "Украинская Атлантида".

Добра Надія - село Томаківського району Дніпропетровської області. Виникло в середині 18-го століття на місці козацьких зимівників.

У кінці цього ж століття закріпачене. Кимось із екзальтованих володарів через місце розташування (ріг Великого Лугу) назване Мисом Доброї Надії за аналогією до відомого південноафриканського мису. Така назва існувала до 1956-го року, коли нижня частина села була затоплена і мис (ріг, кут) почав розмиватися. Відтоді до офіційного вжитку ввійшло просто Добра Надія. Неофіційно ж село називається Яковлівкою або Яковлєвим (за прізвищем останнього місцевого поміщика Яковлєва).

Перед знищенням плавнів у Добру Надію перебралися майже всі мешканці сусідньої Новоолександрівки, що знаходилася між Вищетарасівкою і Новокам’янкою. Це село (Новоолександрівка) було засноване на правому березі протоки (рукава Дніпра) Тараса в 1-ій половині 19-го століття. Було маєтком поміщика Клейна, за прізвищем якого до 20-х років минулого століття називалося Клейновою. Згодом перейменоване в Новоолександрівку (за переказом саме тоді сюди переселилося кілька родин із якоїсь степової Олександрівки). Місцеві жителі ще довго називали село Клейновою, а також Нижнім (очевидно, на противагу ближній Вищетарасівці). У джерелах: Нижнее. Тепер його територія повністю затоплена.

У Добрій Надії деякий час мешкав уже згадуваний поет Віктор Люлька. Свою першу й, на жаль, останню збірку прекрасних віршів він так і назвав: «Добра Надія» (вийшла в Запоріжжі 2000-го року). Серед мешканців цього села побутують легенди й перекази, пов’язані з Великим Лугом, зокрема про Антонову кручу, Марусину вербу.

Грунтовая дорога

Мыс Доброй Надежды на карте Шуберта XIX век

Балка Березнеговатая


Источник: wikipedia.org


Географическое положение

     Село Добрая Надия находится на правом берегу Каховского водохранилища (Днепр), выше по течению на расстоянии в 4 км расположено село Новокаменка, ниже по течению на расстоянии в 1 км расположено село Ильинка, на противоположном берегу — город Энергодар.

Автор фото - Марьян Корбут.

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Карты: Екатеринославская губерния, Дикое поле, Великий Луг, город Марганец

В этом разделе Вы найдете старинные карты Дикого поля (Loca Desertra), Великого Луга, Днепровских порогов, Екатеринославской губернии и современные карты Запорожской и Днепропетровской области.  Дикое поле Дикое поле  1648г.

ПЕРША ЗАПОРОЗЬКА СІЧ - ТОМАКІВСЬКА

ПЕРША ЗАПОРОЗЬКА СІЧ - ТОМАКІВСЬКА      Територія сучасного міста Марганця зберігає пам’ять про славне запорозьке козацтво, адже саме тут колись знаходилася перша запорозька Січ – Томаківська.      Запорозьке козацтво – унікальне явище в історії Європи. Козаки звалися запорозькими від того, що мешкали на території Запорожжя (це сучасна Дніпропетровщина, Донеччина і Кіровоградщина). На найбільшій українській річці Дніпро, ближче до півдня країни, були великі пороги. Тоді Дніпровські пороги вважалися одним з нерукотворних чудес світу. Територія, що знаходилася за цими порогами, називалася ЗАПОРОЖЖЯМ. А козаки, які там перебували називали себе запорозькими, тобто такими, що знаходились на території за порогами. Тому варто розрізняти поняття – запорозький і запорізький. Запорозький – це той, що стосується історичного регіону Запорожжя. А запорізький – це сучасне означення, що позначає відношення до міста Запоріжжя (отримало місто таку назву лише в 1921 році).      Через те, що к

Великий Луг Запорожский

Великий Луг - историческое название местности, огромных речных плавней, размещавшихся в XVI веке - XVIII веке ниже порогов на левом берегу реки Днепра между Днепром и его левым притоком Конкой, по которой в XVIII веке проходила граница с Крымским ханством. Вся эта местность принадлежала Запорожской Сечи. С Великим Лугом нередко отождествлялось все Запорожье. На Великом Лугу казаки пасли домашний скот, в случае грозившей опасности находили в здешних плавнях и зарослях укрытие. Поэтому Великий Луг был для казаков символом безопасности и воли. В песнях его называли «Отцом (укр. Батько)»: « Ой Січ — мати, а Великий Луг — батько, Що в Лузі заробити, то в Січі пропити ».